НОМЕР 3 (9) (июль 2016)  

1. ОРЛОВ Е.А.
Эволюция утопических теорий. От социальных утопий до городов-комиксов. Модель универсального счастья 

Аннотация: автор предлагает взглянуть на архитектурные утопии как на прототипы, исследовать которые необходимо для того, чтобы опознать и вычленить принципы функционирования и организации их урбанистических экосистем. Необходимо составить универсальные модели, рассказывающие о том, как возможно режиссировать процессы самой разной фактуры в гипотетических урбанистических мирах будущего на существующих утопических примерах. И вместо поиска универсальной форсайдовской модели идеальной утопии автор предлагает читателям подумать над составлением картотек постоянно обновляющихся принципов, с помощью которых возможно создание прототипов гипотетических моделей будущего сегодня. А попутно заняться вопросом – могут ли обнаруженные в ходе такого исследования принципы быть частично имплементированы и сейчас в процесс утопического прототипирования и организации сценариев для моделей городов завтрашнего дня? Или действительность настоящего и фактура будущего сегодня настолько изменились, что это представляется совершенно невозможным, а как следствие, неактуальным? Иными словами, автор предлагает изучить изменение принципов в организации протекающих процессов внутри утопических систем. Для чего сегодня нужна утопия? Каковы ее цели? Анализируя это, автор пришел к выводу, что существующие утопические методологии не отвечают тем запросам времени, которые возникают сейчас. Будущее сегодня нужно не для того, для чего оно было нужно ранее.Нужно отметить, что еще не осуществлялась попытка изучения феномена утопического прототипирования последнего времени, в частности, XXI века. Также никто не заглядывал и за этот рубеж в утопическом ракурсе. Одной из основных задач, которые ставит автор, – попытаться описать феномен работы с будущим сегодня. Проанализировать смену функций и задач утопии.В ходе исследования утопии стоит сказать, что интересно было бы углубиться в вопросы того, как менялись не сами теории, а образ мышления утопического моделирования, постараться вычленить методологические основы, возникающие в тот или иной период времени, а в итоге - предложить универсальную модель счастья, которая станет основным элементом гипотезы, в ходе работы над поиском современной методологии утопического прототипирования XXI века.

Ключевые слова: утопия, город будущего, спекулятивная утопия, архитектурная беллетристика, эволюция утопий.

РИНЦ: 

2. ДАВЫДОВА О.В.
Формирование общекультурных компетенций в архитектуре

Аннотация: в статье рассматриваются особенности целевых установок в реализации ФГОС ВО как развитие способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, а также способы формирования и диагностики уровня сформированности социально-личностных компетенций в учебном процессе. Анализируются общепедагогические и организационно-педагогические аспекты личностного развития студентов. Показывается значение мотивации в постановке целей и задач занятия, а также для запуска мотивационно-потребностного механизма «самости» личности обучающегося («Я-концепция»). Предлагается формулировка цели занятия через решение поставленной проблемы, имеющей личную и/или социальную значимость, что ориентирует обучающихся на осмысленную деятельность по нахождению смысла тремя путями: во-первых, с помощью того, что он дает жизни; во-вторых, с помощью того, что он берет от мира; в-третьих, посредством позиции, которую он занимает по отношению к судьбе, которую он не в состоянии изменить. На примере педагогики сотрудничества рассматриваются особенности формирования в учебном процессе, а также в единстве учебной и внеучебной деятельности различных компетенций, в том числе способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции, способность к самоорганизации и самообразованию, способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность.Показываются особенности создания ситуации успеха с применением положительных настроев. Также особенное внимание уделяется системе оценивания, где согласование критерии оценки с обучающимся происходит на начальном этапе процесса обучения соответствующего раздела (модуля) образовательной программы.Предлагается методика проведения конкурсного мероприятия с организацией работы в группах от концептуального обоснования и макетирования в пластическом материале до работы с использованием снежного ресурса в условиях непредвиденной погодной ситуации, направленная на развитие способности находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность.

Ключевые слова: личностноориентированная компетенция, сотрудничество, мотивированная организация, диагностика.

РИНЦ: 

3. ПРИЛУКОВА Е.Г.
Читая текст архитектуры современного мегаполиса

Аннотация: статья посвящена анализу внеархитектурных форм архитектурного объекта, позволяющих создать особый – архитектурный – текст в условиях современности. Чтение этих текстов показывает, что любой архитектурный объект «вырастает» как пространственно-временной способ организации той или иной социальной реальности, несмотря на существование единых технико-экономические норм градостроительства. Архитектурный текст отчетливо демонстрирует, что настоящее время характеризуется манифестацией символов сверхрационализма и сверхпрагматизмаа – создать быстрее и больше. Человек оказывается «в плену» у результатов своей деятельности – науки и техники. Он решительно настроен получить результат «здесь и сейчас» и получить прибыль. В этих условиях архитектурные объекты оказались объектами не для человека, который «выносится» за их границы. Человеку в архитектуре жилых кварталов современности нет места. Так внеархитектурные формы одержали победу над собственно архитектурным содержанием. Ярким примером этих процессов является строительство жилья в крупных городах. Поэтому в статье рассматриваются архитектурные объекты жилищного строительства в новых микрорайонах г. Челябинска, появившихся в последние десятилетия. Обращается особое внимание на то, что внеархитектурные характеристики архитектурных форм создали особый язык, несущий различные смыслы. Основным лейтмотивом в этих смыслах выступает отказ от человека и человеческого в строительстве жилья для человека. Таким способом внеархитектурные формы оказались способными привести к архитектурному управлению и подавлению творческого начала в человеке. Архитектурное управление нуждается сегодня в осмыслении и может представлять предмет самостоятельного исследования. Кроме того, собственно архитектурные формы новых жилых кварталов крупного мегаполиса ориентированы не на будущее, а на прошлое, так как несут ярко выраженные его черты. Даже о настоящем говорит немногое – новые материалы, техника строительства и т. п. Будущее «безмолвно кричит» о прошлом. Архитектурные объекты настоящего времени очень похожи между собой. Современные города – одинаковы. Архитектура как сфера проявления творчества оказалась за его пределами – многое создается по шаблону. Следовательно, современная архитектура нуждается в Мастере. В противном случае архитектурное управление приведет к утрате творческого потенциала. Творение уничтожит своего творца. 

Ключевые слова: форма, архитектурный объект, содержание, человек, общество, социальное пространство, социальное время, социальная реальность

РИНЦ: 

4. ШАБИЕВ С.Г.
Акватории в современной ландшафтной архитектуре

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме использования акваторий в современной ландшафтной архитектуре на основе натурных обследований автором городов Америки, Австралии и Азии. Города этих регионов отличаются высокопрофессиональным решением вопросов ландшафтной архитектуры и ее важнейшего компонента – акваторий. В статье применены научные результаты ранее проведенных натурных исследований автора по использованию элементов ландшафта – рельефа, озеленения и акваторий в странах Европы – Великобритании (город Лондон), Италии (город Венеция), Чехии (город Прага) и др.Цель статьи заключается в научном исследовании особенностей применения акваторий в ландшафтной архитектуре городов Ванкувера (Канада), Сиднея и Мельбурна (Австралия), Пекина, Шанхая и др. (КНР). В соответствии с поставленной целью основными задачами являются выявление закономерностей формирования ландшафтной архитектуры с использованием акваторий в градостроительной структуре городов и объемно-пространственного решения отдельных зданий. Для решения этих задач применяется метод натурных обследований с фото- и видеосъемками городов Канады, Австралии и Китая с изучением интернет-ресурсов и графоаналитическим сравнительным анализом городов других стран мира и континентов. Архитектурно-ландшафтный анализ градостроительной структуры городов позволил выявить специфические планировочные приемы использования акваторий, расчленение речными каналами селитебных территорий, применение широких ступенчатых водопадов в рекреационной зоне. Через парковые пруды и речные каналы устраиваются благоустроенные мостики с малыми архитектурными формами, прилегающая территория активно озеленяется, что благоприятно влияет на экологическую обстановку городов. Парковые и дворовые пространства дополняются бассейнами с фонтанами, активно благоустраиваются. В объемно-пространственной структуре зданий акватории располагаются на их покрытиях, с верхних отметок сооружений струится искусственный каскад воды, формируя уникальный архитектурно-ландшафтный облик современного здания. Акватории обладают активным пространство формирующим потенциалом на уровне генпланов городов и оказывают влияние на объемно-пространственную структуру на уровне зданий.

Ключевые слова: акватория, ландшафтная архитектура, Канада, Австралия, Китай, экология.

РИНЦ: 

5. КОЛЯСНИКОВ В.А. 
Градостроительное наследие советского конструктивизма и "неоклассицизма" в инновационном развитии России

Аннотация: в статье рассматриваются основные направления и принципы градостроительной организации населенных мест и систем расселения периода развития советского конструктивизма и «неоклассицизма». Устанавливается значение этих направлений и принципов в решении современных задач градостроительного обеспечения реализации Стратегии инновационного развития России. Приводятся примеры использования наследия советского архитектурно-градостроительного авангарда в зарубежной практике проектирования. Результатом анализа произведений конструктивизма стало формулирование пяти основных творческих направлений. Первое направление – конструирование в виде «оголенной» функционально-планировочной структуры градостроительных объектов, обеспечивающих пространственное развитие экономики страны. Второе направление – конструирование динамичной пространственной системы расселения городов. Третье направление – конструирование объемно-пространственной структуры города на основе проектирования коммуникаций, открытых пространств и застройки. Четверное направление – конструирование художественной структуры градостроительных объектов с использованием изобразительных знаков и знаков-символов. Пятое направление – конструирование среды в целом на основе синтеза пространственных искусств. Рассмотрен период творческого освоения классического наследия, в рамках которого развивались идеи планировки и застройки городов как произведений искусства, основой которых стали стиль социалистического реализма и принципы формирования ансамблей. Проанализированы причины обращения к наследию конструктивизма и «неоклассицизма» советской архитектуры, которые связаны с кризисом градостроительной культуры в постсоветское время, неудачной попыткой создания за 25 лет «нового градостроительства». В связи с этим возникла потребность в осмыслении деятельности зодчих советского периода развития нашей страны с точки зрения извлечения уроков из прошлого, понимания причин ошибок и достижений. Сделан вывод о главном методологическом результате новаторских поисков  архитекторов-конструктивистов, который выразился в системном (комплексном) подходе к проектированию градостроительных объектов, а также предложен прогноз направлений поисков инновационного градостроительства России.

Ключевые слова: среда жизнедеятельности людей, советский конструктивизм, советский неоклассицизм, методы проектирования, системный подход.

РИНЦ: 

6. БОЛЬШАКОВ А.Г.
Образовательный рейтинг школ и градостроительное качество районов размещения

Аннотация: социальные факторы развития городов связаны с их пространственной структурой. Чем более развита структура городского пространства, тем успешнее оно служит средой для социальных процессов. Под социальными факторами понимаются человеческая деятельность, ее отраслевая структура, требования к эффективности. Социальная успешность микрорайона связана с разнообразием и концентрацией функций и со степенью развитости уличной сети. Пространственные факторы следующие: компоновка связей, плотность, формирование целостностей, расположение объектов. Для выявления взаимосвязи социальных и пространственных показателей взята сеть улиц, которая формирует три первых пространственных фактора. Улица обладает свойствами публичности, социального контроля, безопасности. Сеть благоустроенных и насыщенных общественными зданиями улиц повышает степень социализации территории. Градостроительное качество района зависит от насыщенности социальными объектами и от системы связей, обеспечивающих его целостность. Гипотеза о влиянии градостроительного качества районов на образовательный рейтинг школ подтверждается выполненным в настоящей работе исследованием. Разработан метод соотнесения разнородных рейтингов, чтобы сопоставлять результаты ранжирования районов города по функционально-планировочным показателям и ранжирования социальных объектов по успешности. Примером социальных объектов взяты средние школы. Успешность школ оценивается по среднему баллу ЕГЭ. Установлена корреляция в 62% между успешностью школ и обеспеченностью районов социальной инфраструктурой. Оценка конфигурационных свойств районов, выраженная в плотности уличной сети, сопоставлена с оценкой районов по социальной инфраструктуре. Рейтинг школ совпадает с рейтингом районов по функциональной насыщенности. Рейтинг районов по функциональной насыщенности совпадает с их рейтингом по густоте уличной сети. Таким образом, выявлена взаимосвязь степени развитости уличной сети района и успешности школы, в нем расположенной. Корреляция от 66 до 83%.

Ключевые слова: ранжирование объектов и районов, соотнесение разнородных рейтингов, рейтинг по густоте уличной сети, соотнесение рейтинга школ, рейтинга районов.

РИНЦ: 

Свяжитесь с нами

aud.susu@gmail.com

 +7 (351) 267-98-24

 +7 (950) 733-35-45

Россия, 454080 Челябинск, проспект Ленина, 76 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Южно-Уральский государственный университет"
(национальный исследовательский университет)
ФГАОУ ВПО "ЮУрГУ" (НИУ),
Архитектурный факультет, ауд. 518