- Подробности
- Опубликовано: 06.10.2025 10:34
1. Майскова М.Д., Фурман Н.В.
История формирования промышленно-селитебных образований советского периода в городе Саратове
Аннотация: Изучение советского периода архитектурно-градостроительного развития города связано с необходимостью осмысления прошлого и его значения для настоящего, решения задач реконструкции, планирования городской среды, сохранения культурного наследия. Для г. Саратова советский период развития является одним из самых значительных в его истории, который связан с масштабным промышленным и территориальным ростом, изменением пространственной организации и архитектурного облика города. Данное исследование восполняет недостаток сведений об архитектурно-градостроительном развитии города советской эпохи.
На основе историко-краеведческих исследований, анализа графических данных, включавших архитектурную документацию, картографических методов, натурных исследований определены основные этапы формирования промышленно-селитебных образований в структуре города Саратова: довоенный (1917-1955 гг.) и послевоенный (1955-1991 гг.), а также выделены характерные подпериоды.
Было предложено рассматривать эволюцию застройки города Саратова советского периода на основе промышленно-селитебных образований. Так как в индустриальных городах промышленные предприятия неразрывно связаны с селитебными территориями производственно-бытовыми потребностями населения и представляют собой цельные территориальные единицы.
Показано, что промышленно-селитебные образования города Саратова в зависимости от периода возникновения, сформировали два типа размещения: ячеистую структуру юго-западной части города и линейную структуру на северо-западе.
Рассмотренные промышленно-селитебные образования закрепили существующие исторические направления разрастания города Саратова, намеченные еще в XIX в., обусловленные рельефом, транспортными коммуникациями и наличием пригодных участков для размещения предприятий, становились опорными очагами новых районов, оказывали влияние на направление и характер развития города, доформировали градостроительную структуру, а таже определили облик крупных фрагментов ткани застройки города Саратова
Ключевые слова: рабочие поселки, селитебная территория, крупные промышленно-селитебные образования, размещение промышленности, советское градостроительство.
РИНЦ:
2. Надымов И. И.
Пространственно-планировочные особенности развития пригородных зон крупнейших городов
Аннотация: В условиях нарастающих процессов урбанизации и социально-экономического роста крупнейшие города (с населением более 1 млн человек) выступают в роли ключевых узлов пространственного развития России. Комплексный подход к развитию пространственно-планировочной структуры пригородных зон крупнейших городов обуславливает потребность в анализе их инфраструктурных и морфологических особенностей, параметров застройки.
Рациональная организация и системное планирование пригородных зон крупнейших городов опираются на сочетание функционального развития, пространственной иерархии и экологической устойчивости территорий. Поэтому в настоящем исследовании рассматривается концентрическая пространственно-планировочная организация пригородных зон крупнейших городов в виде радиально-поясной модели развития, в которой каждый пояс обладает пространственной и функционально-планировочной спецификой, а также особым характером природных ландшафтов.
Рассмотрены следующие пояса пригородных зон: радиус до 5 км определяется как исторический центр (ядро) города с основными элементами культурного наследия; 5-15 км – основной город с наиболее высокой плотностью застройки и наибольшей концентрацией общественных, деловых и культурных функций; 15-25 км – ближний пригород, включающий современные жилые районы и транспортные узлы; 25-35 км – зелёная зона с «клиньями» лесопарков, входящих в систему озеленения ядра и основного города; 35-50 км – средний пригород с городами-спутниками, промышленными и логистическими центрами; 50-75 км – отдалённый пригород, состоящий из малых поселений и особо ценных ландшафтов; 75-100 км – перспективный пригород или зона совместных интересов с другими городами, подлежащая долгосрочному включению в пригородную зону крупнейшего города при его расширении; радиус более 100 км рассматривается как внешняя территория, где прямое взаимодействие между пригородными зонами крупнейших городов отсутствует или имеет опосредованный характер.
В заключении сделан вывод о возможностях управляемого роста и рисках развития пригородных зон крупнейших городов, а также об обязательных блоках их комплексного планирования.
Ключевые слова: пригородная зона, крупнейший город, пространственное развитие, планировочные особенности, морфология.
3. Воронина А. А.
Аннотация: Челябинская область – уникальный регион, где города формировались под влиянием государственного планирования, промышленной логики и при-родных факторов. Их развитие можно разделить на четыре ключевых эта-па: дореволюционный период (XVIII-начало XX вв.); советская индустриали-зация (1930-1950-е гг.); послевоенный период (1950-1980-е гг.); современный этап (1990-е- настоящее время). Современный этап можно разделить на два подэтапа: период экономической адаптации (1990-е - начало 2000-х гг.), наступивший после распада СССР (1991 г.), и период стратегического разви-тия. Челябинская область – наглядный пример эволюции российской урбани-зации от крепостей XVIII века до закрытых наукоградов XX века и постин-дустриальных вызовов XXI века.
Трансформация городов-спутников Челябинской агломерации отражает сложный путь – от узкоспециализированных промышленных центров к сба-лансированным городским образованиям. Каждый этап развития – от пер-вых заводских поселений до современных инициатив по созданию полицен-трической агломерации – сформировал уникальный архитектурный облик и функциональную организацию этих территорий. Исторический опыт де-монстрирует, как промышленная специализация, экономические факторы и социальные процессы влияли на становление городов-спутников, определяя их роль в агломерационной системе. Этот процесс наглядно показывает как вызовы, унаследованные от советской эпохи, так и перспективы устойчиво-го развития.
В условиях реализации Стратегии пространственного развития Россий-ской Федерации на период до 2036 г. города-спутники рассматриваются в контексте перехода от промышленно-зависимых поселений к инновационным центрам развития. Реализация этого подхода позволит превратить посе-ления из периферийных элементов в активных участников инновационного развития агломераций и региона в целом.
Использованы следующие методы: историко-логический анализ для обоснования основных этапов развития Челябинской агломерации; истори-ко-графический анализ, позволяющий определить пути развития Челябин-ской агломерации и региона в целом. Цель – графически определить разви-тие Челябинской агломерации в рамках Стратегии пространственного раз-вития.
Результатом исследования представлены виде схемы Челябинской агло-мерации в системе планировочных узлов.
Ключевые слова: город-спутник, агломерация, индустриализация, урба-низация, стратегическое планирование.
РИНЦ:
4. Морозова С.В., Меньщикова А.Г.
Аннотация: Статья посвящена изучению экологического поведения городских жителей. Описываются научные подходы к изучению человека в окружающей и городской среде, представлены такие понятия, как «экологическое поведение» и «городская среда». Представлено изучение экологического поведения человека в рамках экологической психологии; рассмотрены виды экологического поведения: активное и пассивное, созидательное и разрушающее. Экологическое поведение представляет из себя сложную структуру мотивов, ценностей, эмоционально-волевой сферы и когнитивной сферы, а знания и информация о природе лежат в основе поведения. На уровень экологического поведения может влиять среда, в которой находится человек, и которая оказывает на него влияние. Актуальным в настоящее время является изучение экологического поведение личности в мегаполисе. Целью данного исследования является определение уровня выраженности экологического поведения городских жителей, а также изучение экологического поведения и его взаимосвязи с личностными особенностями горожан. Были сформулированы следующие задачи: определить уровень выраженности экологического поведения городских жителей; выявить значимые взаимосвязи эмоционального состояния в городской среде с экологическим поведением и личностными особенностями горожан. Объектом исследования являлись жители города Челябинска. Предметом исследования: эмоциональное состояние в городской среде. Были поставлены гипотезы исследования: между эмоциональным состоянием в городской среде, экологическим поведением и личностными особенностями существует взаимосвязь.
В результате исследований был определён уровень выраженности экологического поведения городских жителей, который проявляется через ценности и убеждения и через поступки. Выявлены значимые взаимосвязи эмоционального состояния в городской среде с экологическим поведением и личностными особенностями горожан. Практическая значимость данной работы заключается в том, что, благодаря результатам проведённого нами исследования и теоретическому обзору отечественных и зарубежных исследований, современные градостроители смогут правильно планировать городскую среду, учитывая психологические особенности человека, благодаря чему смогут положительно повлиять на уровень экологического поведения горожан.
Ключевые слова: экологическое поведение, городская среда, личностные особенности городских жителей, эмоциональное состояние в городской среде.
.
5. Фурман Н. В., Агишев Д. А.
Принципы организации буферных зон в структуре городских экологических коридоров: на примере Саратова
Аннотация: Формирование градо-экологического каркаса в границах исторических центров городов связаны с трудностями сохранения природных основ экологических коридоров на основе овражно-балочных систем, рассматриваемых прежде как деструктивные территории. Однако, решением проблемы поддержания устойчивости городских коридоров является формирование буферной зоны. Это пограничное пространство в природно-техногенной системе представляет собой контактную зону перемещения потоков веществ и энергии между двумя смежными средами.
В статье определяются параметры исследования и предпосылки формирования буферной зоны экологического коридора, который формируется на основе городской овражно-балочной системы в плотной городской застройке исторического центра Саратова. Сформулированы общие принципы формирования буферной зоны экологического коридора с учетом размещения в историческом центре города Саратова: (а) приоритетность природоохранных мероприятий с целью повышения биоразнообразия; (б) дифференциация ширины буферной зоны в зависимости от геологического строения овражной территории и функционального назначения прилегающей к нему территории; (в) оптимизация рекреационной нагрузки за счет архитектурно-ландшафтного поляризованного зонирования буферной зоны; (г) регулирование потоков веществ и энергии в контактной природно-техногенной зоне архитектурно-планировочными средствами; (д) дифференциация потоков веществ и энергии, возникающих в результате деятельности человека, с целью их локализации и преобразования в пределах контактной зоны до состояния, обеспечивающего экологически устойчивое состояние окружающей среды; (е) закрепление градоформирующей роли овражной долины: сохранение ее пространственно-композиционного значения; (ж) выявление и закрепление историко-культурного значения овражной территории.
В заключении указывается, что реализация перечисленных выше принципов является необходимым условием формирования устойчивого экологического коридора в структуре любого другого города со сходной ландшафтно-градостроительной ситуацией.
Ключевые слова: буферная зона, экологический коридор, городские овражные территории, биоразнообразие, градо-экологический каркас.
6. Мясникова А.А., Кирсанова М.А.
Аннотация: Повышение активности сталеплавильного шлака методом сухого помола является актуальным направлением улучшения качества шлаковых материалов, используемых в строительстве и промышленности. Сталеплавильный шлак представляет собой побочный продукт металлургического производства, обладающий ценными свойствами, такими как прочность, долговечность и устойчивость к агрессивным средам. Однако, активность этих материалов часто недостаточна для их эффективного использования, особенно в бетонах и растворах.
Проблема использования вторичных ресурсов промышленного производства интересует учёных на протяжении длительного времени, а вопросы энерго-материалосбережения и освобождения ценных земель, занимаемых отвалами, как результат применения уже разработанных технологий утилизации или вторичного использования сырья, вполне можно отнести к целому ряду практически готовых решений ключевых проблем, стоящих перед современной высокотехнологичной экономикой.
Переработка и утилизация шлаков сталеплавильного производства на передельном заводе в г. Златоусте является актуальной проблемой в связи с сложностью их состава и отсутствием достаточно простых и эффективных технологий их переработки.
Необходимо учесть, что, разработка технологий переработки такого сырья является ключевым компонентом, позволяющим достичь максимально эффективного результата функционирования российской экономики в целом, поскольку помимо явной экономической целесообразности, такой подход к организации промышленного производства позволяет решить экологические проблемы, создающиеся неизбежностью хранения отработанного сырья на больших территориях, дальнейшее использование которых возможно только после проведения полноценной рекультивации земель.
Рациональным вариантом утилизации шлаков является их использование в производстве строительных материалов. Эффективным методом повышения активности шлака является придание материалу структурной нестабильности за счет механической, химической или термической обработки материала.
Таким образом, целью данной работы стало моделирование риск- ориентированного подхода к использованию механоактивированного сталеплавильного шлака, произведенного на металлургическом предприятии в г. Златоусте, в производстве бетонных строительных материалов.
Ключевые слова: вторичные ресурсы, отходы, шлак, строительные материалы, рециклинг, экология.
РИНЦ:






