- Подробности
- Опубликовано: 18.08.2019 10:34
1. Алёшин А. Ю.
От гостиного двора к торговым центрам – современные архитектурные задачи
Аннотация: В статье проведён краткий анализ современной градостроительной тенденции создания торговых центров в сложившихся городах, что ставит перед архитекторами сложные проблемы взаимосвязи новых решений с конкретной градостроительной ситуацией, при сохранении исторически ценной застройки и общей атмосферы окружающей городской среды.
Рассматривается практическая реализация проектов торговых центров и принципы, которые оказывают влияние на работу архитекторов, занимающихся разработкой этого нового типа здания. Современный опыт имеет одинаковое значение и для планомерной реконструкции существующих районов, и для загородного торгового центра типа « гринфилд», и для концепции «гипермаркет».
Торговый центр – это новый, особый тип общественного комплекса, получивший необычайно широкое распространение в современной российской градостроительной практике. Такая популярность и стремительное развитие торговых центров объясняется социально-экономическими и градостроитель-
ными преимуществами перед традиционными формами организации торговли и в первую очередь их привлекательностью для населения. Это большой выбор товаров и услуг, общая благоприятная среда и комфорт обслуживания, экономия времени, удобные подъезды и парковки, что объясняет их высокую экономическую эффективность. В отличие от стихийно сложившихся торговых зон современные торговые центры — это специально запроектированные единые комплексы функционально и пространственно связанных предприятий торговли, общественного питания, бытового и других видов обслуживания. Их состав, вместимость и размещение в структуре города должны быть экономически и
градостроительно обоснованы. В России торговые центры возводятся как на более прогрессивные типы зданий и как основные элементы сети торгово-бытового обслуживания населения городов и групповых урбанистических систем.
Поэтому данное исследование сконцентрировано на российской практике торговых центров и влиянии на неё зарубежного опыта. Рассмотрены пути, которые позволят в будущем применить этот опыт в поисках рациональных решений для местных условий, системы управления, системы расселения и
местных обычаев.
Ключевые слова: торговый центр, гипермаркет, инфраструктура, торговые ряды, атриум.
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39275359
2. БОЛЬШАКОВ В. В.
Принципы градостроительной экологии в планировании территории
Аннотация: В статье рассмотрено применение принципов градостроительной экологии в градостроительной документации, частью которой являются материалы по обоснованию проектов планировки территории, влияющие на организацию застройки и ее параметры. Для создания единого проблемного поля изучения принципов градостроительной экологии раскрыта терминологическая база, обозначены предмет и методы научного направления. Междисциплинарный характер градостроительной экологии раскрывается в спектре ее основных принципов. Улучшение микроклимата городской среды осуществляется путем соблюдения аэрационных режимов территории, необходимого количества и качества озеленения, создающего комфортную температуру и затенение в жаркий период. Сохранение окружающей среды тесно связано с контролем загрязнения воздуха автомобильным транспортом на придомовой территории, с сохранением и устойчивой регенерацией почвенного покрова, которая решается путем высаживания зональной растительности, с применением современных экологических технологий доочистки поверхностного стока, которая происходит в специализированных биологических прудах. Преображение природных ландшафтов на стыке с развивающейся урбанизацией решается применением методов архитектурной композиции для создания целостного градостроительного ансамбля на территории. Проектные решения должны иметь синергетических характер для объединения и соблюдения в планировании территории указанных принципов градостроительной экологии. В сегодняшней практике формирования документации по планировке территории, которая диктуется Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативами градостроительного проектирования, не закладываются качественные характеристики проектных решений. Это противоречит основе градостроительной политики – устойчивому развитию территорий, показателем которой является качество формируемой городской среды. Применение в проектировании программных комплексов цифрового моделирования позволяет найти оптимальные решения с точки зрения градостроительной экологии. Таким образом, следуя в проектировании базовым принципам градостроительной экологии, в документацию по планировке территории вносятся косвенные качественные показатели, влияющие наустойчивое развитие.
Ключевые слова: градостроительная экология, планировка территории, ландшафтная архитектура, эко-поселение, устойчивое развитие территории.
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39275360
3. ДАВЫДОВА О. В., СЯОЦЗЮНЬ Ч.
Экологический зонт зеленой архитектуры
Аннотация: Рассмотрены принципы формирования архитектуры экологически чистого жилища во взаимосвязи экосистем, гармонизации энергетического баланса природы, стихий и человека по Фен-шуй технологии сбора, сортировки, переработки и сознательного перераспределения энергии солнца, ветра, земли, растений в новых условиях, с новыми материалами и новыми экономическими технологиями возобновляемых источников энергии для выполнения директивы 2010/31/ EU «По энергетической эффективности зданий» и перехода к 2020 году к нулевому потреблению невозобновляемой энергии в жилых зданиях.
Принципы формирования архитектуры экологически чистого жилища рассматриваются с позиции экономики (энерго-, тепло-, водо-эффективность), экологии (натуральных материалов, фитоэргономики, вторичной переработки пластиковых отходов и их использования в строительстве), эстетики (связь с природным ландшафтом, образы природы в архитектурных формах, отражение модели мироздания в планомерной организации архитектурного пространства) с учетом Фэн-шуй технологии синтеза географии места и энергии: «прислониться к горам и к воде»: расположение здания лицевой стороной к морю (водоему), на возвышении (горе), с использованием плавного формообразования и арки (самого прочного входа и символа жизненной силы), визуального и механического направление энергии воды к зданию (движение колеса обзора и др), рациональная замкнутость экосистем и выращивание продуктов питания, использование биологической символики в архитектурной организации пространства и формообразовании, архитектурная полифункциональность природы, вторичное использование природных ресурсов и материалов.
Предложено концептуальное обоснование архитектурной организации экологического жилища с повышенной устойчивостью различных систем к внешним воздействиям через образ экологического зонта, где зонт - универсальное китайское изобретение, используемое в разных странах мира.
Проведен анализ зарубежных и отечественных аналогов экологической архитектуры с использованием природных и новых материалов из вторичной переработки (поликирпич из переработанного пластика), их конструктивных особенностей с использованием конструкции в форме декора, для обоснованного выбора эксклюзивного решения проблемы «Экологический зонт зеленой архитектуры» с возможностями ресурсной самоорганизации, производства экологического питания в зимних садах и аквариум для экономики, экологии и эстетики.
Ключевые слова: зеленая архитектура, архитектурный Фэн-шуй, энергетический баланс, замкнутость экосистем.
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39275361
4. ДЕНАЕВА А. Г., КОЛЯСНИКОВ В. А.
Градостроительное обеспечение стратегии развития среднеуральска
Аннотация: Повышение роли градостроительства в реализации стратегий инновационного и пространственного развития России, приоритетного национального проекта «Формирование комфортной городской среды» определяет необходимость модернизации существующей методики градостроительного проектирования генеральных планов поселений и городских округов, разработки планировки и застройки отдельных территорий. Территориальное планирование и градостроительное зонирование поселений сегодня должны быть дополнены пространственным планированием и архитектурно-планировочной организацией территории. Такой подход должен обеспечить комплексное решение функционально-утилитарных и художественно-эстетических задач формирования городской и сельской среды в соответствии с установленными критериями оценки ее качества: безопасность, экологичность, комфортность, идентичность, разнообразие и современность.
Вопросы совершенствования методики градостроительного проектирования рассматриваются на примере интеграции стратегического и градостроительного планирования городского округа Среднеуральск. Дается характеристика основным компонентам Стратегии развития округа. Формулируются миссия, цели и задачи Среднеуральска, а также приоритетные стратегические направления социально-экономического и пространственного развития округа, механизмы реализации стратегического плана. В статье отмечается, что одновременно с разработкой Стратегии развития Среднеуральска ведется проектирование Генерального плана как важнейшего документа, обеспечивающего стратегические решения территориальными и архитектурными ресурсами, инструментами управления пространственным развитием и формированием
комфортной среды территорий. В новой редакции Генерального плана предлагается комплекс мероприятий по градостроительной организации пространственного развития территорий на основе межмуниципального сотрудничества, целенаправленной архитектурно-ландшафтной организацией системы открытых общественных пространств, развитию социальной и транспортной инфраструктуры, программированию формирования архитектурно-художественного облика города с использованием принципов и методов композиционного моделирования среды и условий ее восприятия жителями и гостями города.
Ключевые слова: архитектурно-планировочная организация, композиционное моделирование, архитектурно-пространственная среда, стратегия, территориальное планирование.
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39275362
5. ЮДИН В. Ю.
Аннотация: Исследована актуальная проблема архитектурного оформления интерьера Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина. Государственный заповедник, который входит в состав Южно – Уральского научного центра Уральского отделения наук. Находится в центральной части Челябинской области около города Миасс. 14 мая 1920 года по декрету В. И. Ленина Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником, одним из первых заповедников, созданных в России,. Это природоохранное, научно-исследовательское государственное учреждение со статусом института в составе Уральского отделения Российской Академии наук. С 1930 года на заповедной природной территории функционирует минералогический музей, основателем которого выступает А. Е. Ферсман. С 1984 года музей располагается в специально построенном трехэтажном здании. В музее собрана коллекция из 200 минералов, которые были найдены в Ильменском хребте, а также среди редких находок можно встретить топаз, корунд и амазонит. Оформление музея выполнено художниками комбината живописно-оформительского искусства и мастерами Зоологического музея Санкт-Петербурга С. Еремеевым и В. Кравченко. Художественная деревянная резьба и конструкции выполнены бригадой специалистов Миасского лесхоза под руководством реставратора – Ю. М. Юдина, архитектора – В.Ю.Юдина, реставратора – Ю. Ю. Юдина и художника – В. М. Рожкова. Музей с общей площадью 2050 метров, является крупным региональным центром просвещения в области естественных наук, ежегодно принимая 50 тысяч посетителей. В шести демонстрационных залах представлены около 9 тыс. экспонатов. Сегодня Естественно-научный музей входит в пятерку крупнейших геолого-минералогических музеев страны. В процессе исследования были разработаны, изготовлены и смонтированы деревянные конструкции и декоративные элементы, которые дают представление об индивидуальном подходе, пластике и многообразии применения древесины в художественном оформлении интерьера музея. Поэтапно рассмотрена технология изготовления липовой резьбы. Рассмотренная технология изготовления липовой резьбы является индивидуальной и использована для оформление залов Естественно – научного музея Ильменского государственного заповедника в городе Миассе, Челябинской области. В рамках проведенного исследования нашло подтверждение наличие актуальной тенденции в применение художественной обработки дерева в архитектурно – художественном оформлении интерьеров музея.
Ключевые слова: музей Миасса, интерьер музея, липовая резьба, художественное оформление, реставратор.
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39275363
6. ВОРОШИН С. Д.
Аннотация: Исследованы механизмы формирования художественных ценностей студентов специальности «Дизайн» на базе выставок Художественного музея Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ). В ходе исследования установлено: экспонирование художественных произведений в ЮУрГУ стало не только гармоничным дополнением к основному образованию для всех студентов, повышая их культурный уровень, но и наглядным учебным материалом для учащихся художественных специальностей. Определена роль демонстрации искусства в вузе в воспитании их профессиональных компетенций. Для достижения учащимися мирового уровня исследована специфика восприятия студентами-дизайнерами произведений искусства с учетом преподаваемых им узкоспециализированных предметов.
Представлено культурно-социологическое исследование, базой для которого стали экскурсионные семинары в выставочном зале и материалы творческих эссе, написанных студентами-дизайнерами 1-3 курса по посещенным выставкам в течение семестра. Анализ отзывов студентов позволил проследить прогресс обучения от младших к средним курсам. Результаты исследования продемонстрировали применение учащимися приобретенных профессиональных навыков: анализ композиции, колорита, художественных приемов исходя из теоретической базы, полученной в ходе обучения в университете. В эссе некоторые учащиеся-дизайнеры проявили себя как потенциальные художники и оформители выставок, предложив свои решения как для отдельных работ, так и для экспозиции в целом. В ходе исследования было установлено, что многие студенты при восприятии произведений искусства активно оперируют навыками и знаниями, полученными в процессе обучения. Произведения искусства, расположенные в вузе и на его территории, в совокупности с монументальным
обликом архитектуры университета оказывают мощное воспитательное и эстетическое воздействие на студентов, становясь для учащихся творческих специальностей еще и объектом для профессионального изучения. Все это позволяет говорить о том, что Художественный музей ЮУрГУ представляет собой активную социокультурную практику, дополняющую процесс обучения по специальности «Дизайн» и позволяющую лучше раскрыть таланты учащейся молодежи
Ключевые слова: профессиональные компетенции студентов-дизайнеров, формирование культуры студентов, выставки произведений искусства, Художественный музей, Южно-Уральский государственный университет.
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39275364