Новости
- Подробности
- Опубликовано: 18.12.2023 10:34
1. Ахмадуллина Э.И., Шабиев С.Г.
Архитектурная реконструкция комплекса мечети в г. Миассе
Аннотация: Рассматривается актуальная проблема архитектурной реконструкции культового объекта в городе Миассе Челябинской области. К такому объекту относится сохранившийся минарет соборной мечети 1894 года постройки в старой части города.
Цель – провести исследования и разработать эскизный проект архитектурной реконструкции комплекса мечети в г. Миассе, выполненный в 2023 году кафедрой архитектуры Южно-Уральского государственного университета.
Основными задачами являются: исследование прогрессивных отечественных и зарубежных примеров реконструкции мечетей по литературным источникам и интернет-ресурсам, органичное вписывание комплекса мечети в старую часть города Миасса с учетом особенностей градостроительной среды и с сохранением уникальных орнаментов и первоначального цвета минарета, максимальный учет прилегающего ландшафта со спокойным рельефом, разработка проекта реконструкции комплекса мечети с использованием приемов восточной архитектуры.
В работе используются широкий инструментарий методов архитектурной науки, включающих натурное обследование проектируемого участка строительства с использованием географических информационных технологий, комплексных исследований и научного обобщения мирового опыта реконструкции мечетей, многовариантного проектирования с применением программных средств на базе BIM системы, выбор лучшего проектного решения комплекса мечети с экологическим благоустройством и озеленением всей прилегающей территории.
Проект максимально удовлетворяет современным градостроительным требованиям и образно-художественному решению мечетей, с возведением которого город Миасс приобретет новый восстановленный архитектурный ансамбль. В архитектурном комплексе мечети по цвету, по высотным габаритам и пространственному расположению доминирует минарет, который является центром композиции всей застройки. В структуру комплекса мечети включены также: выставочный зал, библиотека и две учебные аудитории. Проектируемый участок комплекса мечети благоустроен и озеленен, использованы малые архитектурные формы, устроены удобные открытые автопарковки. Все здания комплекса мечети, а также территория имеют архитектурное освещение с использованием линейных и точечных источников.
Ключевые слова: эскизный проект, архитектурная реконструкция, генплан комплекса, минарет, объемно-пространственная структура комплекса мечети, город Миасс Челябинской области.
РИНЦ:
2. Пичугов П.А., Шабиев С.Г.
Современные методы использования нейронных сетей для проектирования архитектуры зданий и сооружений
Аннотация: В настоящее время использование нейронных сетей в различных областях науки и техники становится все более распространенным и значимым. Одной из таких областей является проектирование архитектуры зданий и сооружений. С появлением новейших методов машинного и глубокого обучения, нейронные сети приобретают все большее значение в процессе создания инновационных и функциональных архитектурных решений.
Этот подход открывает новые перспективы для архитекторов, дизайнеров и инженеров, позволяя им создавать эффективные и уникальные проекты, которые отвечают современным требованиям и вызовам. Современные методы использования нейронных сетей в проектировании архитектуры зданий и сооружений включают в себя анализ больших объемов данных для выявления оптимальных решений, создание автономных систем управления, прогнозирование энергопотребления и многое другое.
Рассматриваются современные подходы и тенденции использования нейронных сетей в проектировании архитектуры зданий и сооружений, а также обсудить их потенциал для преобразования данной отрасли. Проанализированы примеры успешного применения нейронных сетей в архитектурной практике и выявлены возможности для дальнейших исследований и разработок в этой области.
Гипотезой исследования является утверждение, что применение современных методов нейронных сетей в проектировании архитектуры зданий и сооружений способствует созданию более эффективных, инновационных и устойчивых решений, удовлетворяющих современным требованиям устойчивого развития и комфортной жизни.
Целью является изучение современных методов использования нейронных сетей в процессе проектирования архитектурных объектов, рассмотрение их потенциала для создания инновационных, устойчивых и функциональных решений, а также выявление перспектив применения данного подхода в проектировании зданий и сооружений. В основу исследования был положен анализ примеров успешного применения конкретных случаев использования нейронных сетей в проектировании зданий и сооружений, для выявления преимуществ и результативности данного подхода
Ключевые слова: нейронные сети, архитектура зданий и сооружений, энергетическая эффективность, инновации в архитектуре, ускорение способов проектирования, планировка жилых и общественных зданий.
3. Ворошин С.Д.
Роль художественных произведений в процессе обучения студентов архитектурных направлений
Аннотация: В статье определяется место выставочного музея Южно-Уральского государственного университета в процессе обучения студентов архитектурной направленности. Экспозиции в стенах вуза являются одной из эффективных актуальных социокультурных практик, позволяющих дополнить теоретический курс лекций наглядными экспонатами, произведениями искусства, архитектурными проектами. В случае с творческими специальностями это особенно важно, так как позволяет привить профессиональные ценности и художественные навыки во внеучебное время. Выставки архитектурных проектов Зала искусств ЮУрГУ закрепляют и дополняют лекционные знания учащихся на конкретных примерах, расширяют накапливаемый опыт через знакомство с конкретными приемами и последующий вдумчивый анализ творческих решений.
Для определения степени влияния деятельности Зала искусств ЮУрГУ на формирование историко-культурной идентичности студентов была выбрана выставка «Великий День Победы», проходившая в мае 2023 г. Центральным произведением стала картина творческого коллектива Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) «Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии» (1945-1946). Чтобы оценить воздействие выставки «Великий День Победы» на студентов архитектурной направленности, формированию их сопричастности истории и культуре России, были проведены специальные семинары на базе Зала искусств ЮУрГУ. После знакомства с произведениями искусства студенты написали творческие эссе, послужившие основой для последующего исследования. Были разработаны критерии анализа творческих эссе студентов, проанализирован полученный материал. Исходя из этого определялись степень и характер влияния выставки Зала искусств на формирование историко-культурной идентичности студентов.
Благодаря выставке «Великий День Победы» студенты больше узнали о произведении искусства национального значения, хранящемся в музее родного города. Картина Кукрыниксов «Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии» (1945-1946) демонстрировала одно из важнейших событий мировой истории XX в. Талант живописцев, сила созданных ими художественных образов и достоверность воссозданных деталей произвели сильное впечатление на посетителей выставки, тем самым укрепив историко-культурную связь учащихся с прошлым нашей страны
Ключевые слова: профессиональные компетенции студентов архитектурного направления, формирование культуры студентов, выставки произведений искусства, художественный музей, Южно-Уральский государственный университет.
РИНЦ:
4.Аликеева А.В., Ли И.С.
Сравнение выразительных средств стилей хай-тек и био-тек в архитектуре и дизайне
Аннотация: Проанализированы два выдающихся течения в архитектуре – стиль хай-тек и био-тек. Выявлено взаимодействие этих двух стилей, где они достигают единства и где посредством борьбы противоположностей, наоборот, отдаляются друг от друга. В статье рассмотрены определения понятий архитектурная бионика и стиля архитектуры эпохи высоких технологий, характерные черты каждого из них, то, как стили появились и повлияли на жизнь человека, сферу профессиональной деятельности, связанной с архитектурой и дизайном, наукой. То количество литературы и интернет-ресурсов, которое имеется на руках современного читателя настолько огромно, что возникают многочисленные заблуждения об архитектурных стилях и самой архитектуре, и даже ее представителях. Появление «ступора» и недоумения - естественный процесс, ведь с течением огромного промежутка времени стиль передовых технологий и бионическая архитектура стали «размывать» свои границы и сливаться, в основном из-за своего близкого «родства» и частого взаимодействия. Нужно вернуться к истокам, чтобы найти и зафиксировать особенности, оставленными этими течениями еще тогда. Область архитектуры, затрагиваемая данной статьей, будет сконцентрирована там, где стили проявляют себя в большей степени. Концепция природы в архитектуре все больше и больше подчеркивала становление механизма живым организмом, приобретая бионическую структуру. Область касания сооружений данных стилей достаточно широка, ошибочно будет считать всегда, что механоморфное или биоморфное сооружение, относится к стилю хай-тек или био-тек соответственно.
Задачи исследования – сравнивая основные признаки данных течений, выявить их различие и сходство. Определить принципы формообразования каждого из них, понять значение деталей внешнего облика и их скрытые смыслы.
Цель исследования – повышение профессиональных знаний у специалистов в области архитектуры и дизайна поможет улучшить эстетическое качество среды и ее комфортность, удовлетворив потребности современного человека
При написании статьи был использован метод сравнительного анализа архитектурных памятников и проектов выдающихся мастеров архитектуры
Ключевые слова: хай-тек, био-тек, стиль, передовые технологии, бионика.
5. Токарчук А.А., Ли И.С.
Динамика и статика в архитектурной композиции
Аннотация: В статье изучены и проанализированы статичность и динамичность, как инструмент создания архитектурной композиции, рассмотрены приемы их создания, основные задачи архитектора в проектировании и разработке архитектурных зданий и сооружений. Приведены объяснения понятий статика и динамика, их характеристики. Раскрыта история появления, становления и развития статики и динамики как композиционных решений в архитектуре. Приведен пример одного из самого раннего статичного и динамичного сооружения. Статика и динамика – абсолютно противоположные понятия. Если статичной компоновкой элементов называют ее «неподвижность», то динамикой – ее «движение». Основными приемами статичной композиции являются прямые линии, сжатость пространства, симметрию, простые и грубые геометрические формы. У динамики же к основным приемам можно отнести плавные линии, множеств диагоналей, кривые, сложные формы, ритмичность и асимметрию. Также статика, как архитектурный прием, появилась задолго до динамики. Так, например, одним из первых примеров статичной композиции, дошедшей до наших дней, являются пирамиды в Египте. Свою популярность движение и ритмичность композиции приобрело попутно с индустриальной революцией человечества и появлением новых технологий. Однако, первое появление динамичной композиции случилось отнюдь не в ХIХ – ХХ веках, а в эпоху расцвета готического стиля в Европе. Готика – это стиль, который можно назвать первым слиянием динамики и статики. Движение в динамичной композиции можно поделить на несколько видов: равномерное прямолинейное движение, движение с ускорением, свободное падение, движение по окружности и колебательное движение. В каждой из этих композиций прослеживается характер и черты того вида динамики, которую они представляют. Также, несмотря на огромные различия между статичными и динамичными формами, в архитектуре существуют много примеров успешного синтеза и взаимодополнения обеих видов композиций. В настоящее время все чаще используется этот прием слияния и контраста двух противоположных композиционных приемов
Ключевые слова: статика, динамика, архитектура, композиция, композиционный прием.
6. Снитко А.В.
Аннотация: Центральная часть России – старейший промышленный район нашей страны, где апробировались не только приёмы архитектурной организации производственных комплексов от мануфактур до машинных фабрик, но также приёмы социальной, и как следствие – инфраструктурной, градостроительной, типологической организации селитебных районов новой индустриальной эпохи.
Рядом с промышленными предприятиями с середины XIX века стали строиться зависимые от них (и административно, и финансово) жилые посёлки с объектами социальной инфраструктуры. Такие тенденции были характерны для производств, возникавших на новом месте. Наглядный пример – вековые к тому времени уральские города-заводы.
Но в отличие от металлургических предприятий плотность работников на единицу производственной площади в текстильной отрасли была очень высокой, что вызвало необходимость строительства крупных жилых зданий, где можно сразу расселить до 500 и более человек. Эти строения, называвшиеся «рабочие казармы» часто имели 3, 4, а иногда и 5 этажей. На территории они группировались в новые для того времени градостроительные структуры.
Вместе с тем расслоение трудящихся в конце XIX века, появление технической интеллигенции, управляющих, работников социально-бытовой и культурной сферы (врачей, учителей) привело к централизованному строительству комфортабельного жилья квартирного типа в озеленённых кварталах.
Многие города региона до сих пор сохранили и активно используют территории, здания и сооружения социальной инфраструктуры периода второй половины XIX – первой трети ХХ века исторических промышленных предприятий. Сегодня они представляют собой не только материальное, но и историко-культурное достояние.
В статье на примере комплекса объектов социальной инфраструктуры фабрики «Томна» рассматривается развитие этого комплекса, типологические и архитектурные особенности этих объектов, новаторские приёмы их градостроительной организации
Ключевые слова: исторические промышленные предприятия, объекты социальной инфраструктуры, историко-архитектурное наследие, фабрика «Томна», г. Кинешма Ивановской области
РИНЦ: