Новости
- Подробности
- Опубликовано: 31.12.2018 10:34
1. ЮДИН В. Ю.
Аннотация: В годы советской власти здания храмов разрушали далеко не всегда, чаще их приспосабливали под гаражи, склады и т.п. При этом бывало, что сохранялась хотя бы часть икон – их передавали в музеи, разрешали переносить в действующие храмы, иногда образа брали домой верующие. Однако иконостасы уничтожали в обязательном порядке, поскольку они мешали новому использованию постройки. В результате – очень мало сохранившихся иконостасов. Это создает трудности при восстановлении утраченных храмовых интерьеров в настоящее время. Постепенно утрачивались вековые архитектурные традиции иконостасного ремесла. Для возрождения этих традиций, восстановления, реставрации, проектирования и возведения новых иконостасов необходимы квалифицированные мастера, обладающие специфическими знаниями в разных областях науки для работы с деревом. Одним из таких мастеров был Ю.М. Юдин. На примере одной из таких работ мастера рассмотрено изготовление деревянного иконостаса и его приделов, гробницы, оформление потолка, аналоя для Храма Введения во храм Пресвятой Богородицы, г. Еманжелинск, Челябинской области. Для выполнения этой работы ему предстояло выполнить весьма значительный объем исследовательской и аналитической работы. Произвести натурные обследования сохранившихся деревянных иконостасов, их обмеры, зарисовки, фотофиксацию. Классифицировать и систематизировать полученный материал в историческом, стилистическом, структурно-конструктивном отношении. Создать каталог форм деревянных иконостасов, осмыслить принципы реставрации деревянных иконостасов и их проектирования в храмах. Разработать технологии, оборудование и оснастку, применяемые на практике изготовления деревянных иконостасов. Автор занимает единственно правильную, позицию исполнять проекты деревянных иконостасов на основе изучения сохранившихся иконостасов того же времени и региона, а также учитывая особенности архитектуры конкретного храма. Подобных работ по изучению, проектированию, изготовлению деревянных иконостасов в настоящее время недостаточно, что придает ей характер особой актуальности для архитектурной науки. Поэтому чрезвычайно важно, что данное практическое исследование, выполненное Ю.М. Юдиным, поможет преодолеть трудности при восстановлении утраченных храмовых интерьеров в настоящее время.
Ключевые слова: декоративный элемент, деревянный иконостас, иконостасный мастер, храм Пресвятой Богородицы, город Еманжелинск..
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36813664
2. БАРАНОВ Б. А.
Архитектурно-художественный образ Челябинского драмтеатра
Аннотация: Статья посвящена проделанной работе авторского коллектива над проектом и авторским надзором за строительством драматического театра на 1200 мест в городе Челябинске. В период 1973-1976 годов в институте “Челябинскгражданпроект” выполнена проектная документация, а само здание построено в 1976-1981 годы.
В статье рассматриваются особенности архитектурно-художественной взаимосвязи внутренней и внешней отделки зрелищных общественных зданий на примере драмтеатра в городе Челябинске. Главной задачей было использование натуральных природных материалов в архитектуре драмтеатров, их сочетание друг с другом, влияние на внутреннюю и внешнюю окружающую среду включая человека, находящегося в ней.
Основное размещение между сквером на площади Революции и парком имени А. С. Пушкина предопределило его эллипсовидную форму в плане. Но эта форма поставила перед проектировщиками много проблем в решении технологического процесса театра. Дано представление о решении проблем, связанных с необычной эллипсовидной формой в плане здания. Архитектурно-художественный облик здания драмтеатра решен как увеличенный срез греческой колонны с каннелюрами, перемежаемыми золотом переплетов витражей, что отражено в оформлении интерьеров театра. Подробно изложены предложения по наружной и внутренней отделке различными породами отделочных камней. Были приняты три основных цвета: пурпурный, золотой и белый, как у основателей театра древних греков. Исключение составила облицовка стен кулуаров на главных лестницах фойе. Каменные плиты были привезены со всех краев тогдашнего СССР. Это мраморные и гранитные плиты из месторождений Карелии, Грузии, Армении, Узбекистана, Сибири, Свердловска (ныне Екатеринбург). Оформление входных порталов здания было впервые в России выполнено из отлитых из чугуна скульптур драматургов-классиков. На стенах порталов размещены барельефные сцены из спектаклей по их пьесам. Эту идею подсказало московскому скульптору Ю В Александрову, знаменитое “каслинское” литье. Для создания объемного завершения фасадов здания над колосниками в сценического коробке был запроектирован живописно-декорационный двухсветный цех, из которого через специальный люк готовые декорации могли быть спущены без повреждений на планшет сцены.
Коллектив авторов проекта в 1991 году стали лауреатами государственной премии в области архитектуры, первой в истории новой России.
Ключевые слова: архитектурно-художественный образ, проектирование, драмтеатр, отделочные материалы, “каслинское” литье на порталах, город Челябинск..
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36813665
3. АНТОНЮК В. С., КРЕМЕР Д. В., ПОГОНИН В. В.
Проблемы становления «Smarт city» на основе старо-промышленных моногородов Южного Урала
Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы формирования «умных городов» на основе старопромышленных городов Южного Урала России. Актуальность исследования данной проблематики связана с ускоренным развитием современных информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности граждан, бизнеса и государства. Тем не менее, материальная база городов зачастую создает серьезные барьеры для внедрения новейших информационно-коммуникационных достижений. Особенно это относится к старопромышленным городам горнозаводской зоны Южного Урала, которые создавались в середине ХVIII века.
Цель статьи заключается в исследовании стартовых позиций социально-экономического положения старопромышленных моногородов в современных условиях для выяснения основных направлений их трансформации в формат «умных городов» на примере моногорода Сатка Челябинской области.
Становление «умных городов» в России началось с конца октября 2018 года, когда был утвержден ведомственный проект Минстроя России «Умный город», который будет реализовываться в рамках двух национальных проектов – «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда». Полигоном для реализации проекта выбраны 18 городов в 15 регионах России, в том числе г. Сатка Челябинской области, имеющий численность населения около 42 тыс. чел. SWOT-анализ социально-экономического положения города показал наличие сильных (выгодное географическое положение, богатейшие местоположения полезных ископаемых, развитая промышленность, обеспеченность инфраструктурой связи) и слабых (моноспециализация города, значительные экономические и экологические риски, «цифровое неравенство» и «цифровая дискриминация») сторон. В этой связи наиболее реалистичными направлениями преобразования города Сатка в формат ««Smart City» являются: качественное преобразование архитектурного облика города, что требует разработки грамотной архитектурно-планировочной стратегии; преодоление физического и морального старения производственной инфраструктуры за счет современных цифровых и инженерных решений; внедрение модели «город как услуги», при которой граждане напрямую могут влиять на работу городских служб.
Ключевые слова: «умный город», старопромышленные моногорода Южного Урала России, «умная архитектура»; современные цифровые и инженерные решения.
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36813666
4. ИВАШЕНКО Ю. А.
Интеграция в городскую среду многоуровневых пересечений автомагистралей
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме создания архитектурно-градостроительной привлекательности крупных городов в связи с ростом населения и увеличением транспорта. Негативное влияние на структуру городов в связи с организацией многоуровневых пересечений автомагистралей автор рассматривает в свете социально-экологического, эмоционально-психологического, художественно-эстетического и культурно-религиозного аспектов. В статье предлагается решение некоторых проблем городского пространства путем интеграции в него многоуровневых пересечений автомагистралей, а также совмещение их с конструкциями зданий различного назначения. Также в статье рассматриваются такие проблемы, как совмещение транспортного движения на многоуровневом пересечении с несущими элементами центрального здания – появляется необходимость в защите от ударного действия в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Непривлекательность города в условиях многоуровневых пересечений автомагистралей компенсируется строительством низкоэтажных поселений в зонах с высокой степенью озеленения, лесных зонах вблизи озер и рек. Зоны точечной застройки создаются как композиция со своими индивидуальными формами и декоративным оформлением с использованием символов и типов архитектурного пространства, что значительно улучшает художественно-эстетический облик города. В связи со свободой пространства обеспечивается зрительная доступность архитектурных композиций, со всех уровней, что повышает гуманитарное, просветительское влияние архитектуры.
По-видимому, решение этой проблемы должно быть направлено на органичное совмещение общественно-административных зон «точечной» застройки зданиями различного назначения в сочетании с зонами малоэтажных застроек дачного типа. Эффективность такого совмещения основана на создании рациональной транспортной системы, в основе которой лежат многоуровневые пересечения автомагистралей. Предлагается направление по совмещению вышеуказанных зон с созданием транспортной системы, в которой конструкции и дизайн многоуровневого пересечения городских магистралей совмещаются с конструкциями и архитектурой комплекса высотных зданий различного назначения.
Ключевые слова: архитектура, объемно-планировочная структура городов, организация городского пространства, многоуровневые пересечения автомагистралей, «точечная» застройка.
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36813667
5. ТАРАСЕНКО В. Э., КОЛЯСНИКОВ В. А.
Современные проблемы формирования композиции города (на примере Среднеуральска)
Аннотация: В настоящее время многие города России участвуют в осуществлении приоритетного национального проекта «Формирование комфортной городской среды». В перечне критериев оценки качества такой среды указаны характеристики ее идентичности и разнообразия. В градостроительстве, играющем существенную роль в реализации данного национального проекта, критерии идентичности и разнообразия связаны с созданием выразительного архитектурно-художественного облика городов на основе принципов, приемов и средств композиции. Под градостроительной композицией авторы статьи понимают интегральную архитектурно-художественную систему, целостность которой определяется ее внутренними структурами и внешними связями с человеком, природой и искусственной средой. Она может трактоваться как специфический предмет (идеальная система), объект (материальная система) и процесс деятельности зодчих (технологическая система). На примере уральского города Среднеуральска рассматриваются вопросы его градостроительной композиции, определяются возможные пути решения проблем улучшения качества среды на основе совершенствования архитектурно-художественной организации города. Актуализируется методика формирования образа города путем выделения основных композиционных элементов плановой и объемно-пространственной композиции. Композиционная организация территории рассматривается как стратегическое направление развитие Среднеуральска, который является крупнейшим энергетическим центром Свердловской области. Однако, в планировке и застройке города нет яркого композиционного замысла, определяющего его идентичность. Ландшафтно-рекреационный и историко-культурный потенциалы не используются в полной мере для формирования разнообразной и эстетически выразительной среды. Территории городских кварталов и общественные пространства имеют низкий уровень благоустройства.
На основе анализа современного состояния территории Среднеуральска предложен ряд мероприятий по улучшению качества среды средствами композиции.
Ключевые слова: градостроительная композиция, архитектурно-планировочная организация, образ города, градостроительная система, архитектурно-пространственная среда, город Среднеуральск.
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36813668
6. АЙКАШЕВ В. Д.
Аннотация: С развитием автомобильного транспорта возрастает его негативное влияние на городскую среду и человека. В значительной степени это воздействие сказывается на примагистральных территориях городов, характеризующихся наиболее высокой плотностью застройки и стоимостью городских земель.
В статье предложен алгоритм оценки экологической ситуации от воздействия автомобильного транспорта. Поскольку влияние автотранспорта на городскую среду является многофакторным воздействием, то предлагается при разработке комплекса мероприятий по подавлению негативного воздействия оценку производить с учетом наиболее значимых факторов. К таким факторам воздействия автотранспорта следует отнести выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и почву, а также шумовое воздействие на городскую среду.
Поскольку влияние указанных факторов имеет различные единицы измерения, то предлагается оценку состояния городской среды на примагистральных территориях производить с помощью комплексного показателя её качественного состояния. В статье приведена модифицированная оценочная шкала степени загрязнения комплексного показателя в зависимости от уровня загрязнения атмосферного воздуха и шумового воздействия, которая подразделяется на безопасный, малоопасный, умеренно опасный, опасный, высоко опасный и чрезвычайно опасный уровни.
Кроме того, представлены рекомендации по применению средозащитных мероприятий в зависимости от комплексного показателя качественного состояния городской среды, а также уровня опасности. Также предложена классификация мероприятий по подавлению выбросов автотранспорта, к числу которых следует отнести технические меры по уменьшению интенсивности выброса, организационные меры по уменьшению пробега, а также градостроительные мероприятия такие, как мероприятия по планировочной организации примагистральных территорий, позволяющих за счет изменения плотности, высоты и конфигурации застройки предотвратить проникновение опасных воздействий в застройку и выводить загрязняющие вещества из атмосферного воздуха.
Ключевые слова: примагистральные территории, автотранспорт, загрязнение воздуха, уровень шума, состояние среды.
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36813669