Новости

  НОМЕР 1 (7) (январь 2016)  

1. АЛЁШИН А.Ю.
Становление архитектурного образования Москвы в XVIII-XIX веках 

Аннотация: архитектурное образование как факт русской культуры, отразившее мировоззренческую позицию эпохи и собравшее в себе разные стороны быстрого духовного развития русского общества, представляет серьезный интерес. В статье вскрываются успехи и проблемы становления архитектурного образовательного процесса Москвы, опираясь на анализ научных трудов российских архитектурных историков. К середине XVIII столетия архитектурно-художественное образование представляло собой достаточно сложную и многогранную картину, но постепенно сложилось в определенную систему. Восприятие западноевропейской культуры, осознание национальной традиции нового русского зодчества – эти главные темы составили содержание архитектурного процесса XVIII–XIX веков. В течение десятков лет в Москве существовала прочная архитектурная традиция, объединившая самые разносторонние художественные направления в едином союзе. Но рядом со сложной и многогранной архитектурной жизнью Петербурга такая традиция – ни в коем случае не признак провинциальной простоты. Москва слишком долго была столицей Российского государства и концентрацией всех его культурных и общественных сил, чтобы полностью потерять это свое значение с развитием Петербурга. Наоборот, многие историки отмечают, что именно в Москве, удаленной от трона и двора, свободно зарождались и получали развитие прогрессивные идеи. Многие государственные инициативы, такие, как основание первого университета или созыв «Комиссии для составления нового уложения», невозможны вне Москвы. Эта высокая культурная традиция открыла московской архитектурной школе шанс сложиться в крупное явление в истории русской архитектуры. До настоящего времени не появилось качественной оценки этого процесса в формировании традиций архитектурной образовательной системы. В этот период архитектурное образование представляло собой специальную сферу социальной и интеллектуально-творческой жизни, сочетаемую в своей эволюции со многими и различными гранями художественной культуры. Это позволяет в комплексе рассмотреть две стороны историко-культурного процесса: архитектурное образование и архитектурную практику.

Ключевые слова: архитектурное образование, пенсионеры Петра, архитектурная школа, Академия. 

РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=25605617

2. ЧЕРНЫХ Д.Г.
Народность как основной фактор формирования русского стиля в архитектуре и художественной промышленности в XIX - начале XX века

Аннотация: в статье анализируется такой важный фактор возникновения русского стиля в XIX веке в архитектуре и художественной промышленности, как народность и её влияние на ход событий в отечественной художественной культуре. Повествуется о стадиях развития этого культурного феномена на протяжении XIX–XX веков. Акцентируются культурно-исторические и социальные особенности, повлиявшие на становление этого всеохватывающего явления в контексте мирового художественного процесса. Прослеживается становление терминологии и стилистического почерка этого выходящего за рамки существующих общеевропейских стилей явления, получившего условное обозначение «Русский стиль». Стадиально и хронологически обозначаются основные вехи развития такого культурного феномена, как «русский стиль». Исследуются смыслы сформулированной С. С. Уваровым триады «Православие, Самодержавие, Народность», задавшей не только внутреннюю политику в Российской империи, но вызвавшую широкую общественную дискуссию по поводу эстетической ценности и самобытности русского искусства. Обозначается роль славянофильства как влиятельнейшего общественного движения второй половины XIX века, которое способствовало поиску национальной идеи, и её эквивалента в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в искусстве. Кратко описываются основные внутристилевые течения, существовавшие в рамках этого явления, и их основная мировозренческая парадигма. Указываются на неоднородность этого движения и бескомпромиссность борьбы между отдельными направлениями «русского стиля», а также их сходство и различия в исторической перспективе. Особое внимание уделяется синтезу народности и эволюции художественного процесса в поиске самобытного пути развития страны. Обосновываются целостность и адекватность понятия «русский стиль» по отношению к полистилизму в XIX – начале XX века. Рассматривается влияние народности через призму переосмысления отечественной художественной традиции на стадиально разные, но хронологически близкие стили в искусстве: классицизм, эклектика, модерн, ретроспективизм. Делается вывод о решающей роли фактора народности на формирование, развитие и устойчивость такого всеобъемлющего феномена в отечественной художественной культуре XIX–XX века, как «русский стиль».

Ключевые слова: русский стиль, народность, эклектика, модерн, Российская империя. 

РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=25605618

3. ГУНДАРЕВ А.А.
Системный подход в исследовании моногородов (на примере Челябинской области)

Аннотация: в статье приводится комплексная оценка природы проблем моногородов. Рассматриваются сложные взаимообусловленные связи моногорода, образующие каркас, узлами которого выступают структурно-функциональные элементы, отражающие миссию, цель и характер существования городской системы, а также влияющие на ее рост и развитие. Инструментом, обеспечивающим анализ отдельных компонентов системы и не нарушающим целостности представления их в иерархической зависимости, является системный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов городского развития. Представление моногорода как системы ставит задачу сформулировать его миссию и положение в системе расселения, изучить морфологию и функциональную направленность, определить количественные и качественные показатели структурных компонентов, т. е. ресурсов его развития, а также отразить характер и принципы связей с внешней средой. В статье рассматриваются общие свойства и принципы организации моногорода как системы, раскрывается смысл концепции «динамического равновесия» в условиях интенсивно изменяющейся среды и попытка ее отражения в проблемных территориях. Несмотря на обширность подсистем города в рамках исследования выделяются следующие: экономические, социальные, экологические, информационно-коммуникационные, градостроительные и организационно-управленческие. В каждой подсистеме выявляется характерная особенность – устойчивая константа, определяющая инерционность и детерминированность процессов развития городской системы, а также определяются причины естественно-исторической, администативно-политической и архитектурно-планировочной зависимости развития моногорода. Отражается общий сценарий преобразования городских подсистем путем обновления их целей и выявления потенциально прогрессивных внутриструктурных связей при переходе на новую постиндустриальную модель общественного развития. Приводится сложившаяся структура взаимодействия подсистем в плоскости города и в иерархии систем верхних уровней, характеризующаяся принципами моноцентричности и консервативности, а также отличающаяся чертами циклического развития и локальной устойчивости при отсутствии интенсивного внешнего воздействия, либо его исключения. Роль градостроительного и организационно-управленческого аспекта рассматривается в рамках стратегического территориального планирования и координации процессов стабилизации ситуации в моногородах и их посткризисного развития.

Ключевые слова: системный подход, моногород, городская система, устойчивое развитие, Челябинская область. 

РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=25605619

4. ХУДЯКОВ А.Ю.
Стратегические вопросы градостроительных комплексов

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы развития системы расселения в различные периоды, начиная с древнейших времен и до настоящего дня, а также определяются основные векторы развития в каждом из рассматриваемых периодов. В результате исследования составлен прогноз развития урбанизированных систем с учетом демографии, социологии, политики. Необходимость самоидентификации городов на настоящем этапе и в ближайшем будущем делает изучаемую тему актуальной для исследования и чрезвычайно полезной с практической точки зрения. Практика создания проектов генеральных планов городов и других населенных пунктов зачастую находится в глобальном разрыве с градостроительной теорией. Данное исследование – это попытка перевести теоретические изыскания в практическую плоскость. Оно будет интересно архитекторам-градостроителям, административным работникам, преподавателям вузов. Приведенные в статье статистические данные, материалы исследований различных специалистов позволяют определить перспективы ближайшего развития городов и поселений, а также ответить на вопрос, где предел роста городов. Также в статье обосновываются основные принципы и стратегические задачи развития расселенческих систем в каждый исследуемый период. В итоге в качестве основной идеи исследования автором предлагаются современная доктрина развития населенных мест, новые стратегические задачи при формировании урбанизированных комплексов. В результате анализа, а также опираясь на мнения авторитетных исследователей, в статье делается предположение о том, что на настоящий момент цивилизация находится на переходной стадии, характеризующейся прекращением процесса бурного развития и перехода в новую стабильную стадию. Демографический переход, обусловливающий эти процессы, может привести к серьезным изменениям в стратегии развития городов и населенных мест. Россия, как значимый участник глобальных процессов расселения, занимает особое место в исследовании автора. Процессы информатизации культуры, центробежные урбанистические тенденции, переосмысление градостроительных принципов уже затрагивают российскую действительность и формируют облик завтрашнего дня. По мнению автора, Россию ждет сдержанно оптимистическое будущее, при котором основной акцент будет уделен на улучшение качества жизни населения страны, развитие инфраструктуры, смещение политического вектора с развитием нерыночных методов распределения социальных благ. 

Ключевые слова: демографический переход, устойчивое развитие, новая урбанистика, градостроительство, устойчивая архитектура. 

РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=25605620

5. ПЕРОВ Ф.В. 
Современные тенденции развития типологии жилых и общественных зданий с учетом идентификации признаков сложившейся городской среды

Аннотация: при рассмотрении общих тенденций строительства современных жилых и общественных зданий становится очевидным, что необходим системный анализ, позволяющий разобраться в вопросах, связанных с идентификацией городской среды для проживающих в ней людей. Для определения тенденций развития типологии жилой застройки следует провести исследование примеров международной практики, которые позволили бы сделать выводы о подходах к проектированию в городах, имеющих многолетнюю традицию эволюционного развития. В качестве примера был взят опыт проектирования исторических городов Италии – страны с огромным культурным наследием, уделяющей большое внимание деликатному сохранению традиций образа жизни населения, где практически решены две основные проблемы: отработано законодательство, которое определяет жесткие требования к новому строительству в исторических городах; существует взаимодействие законодательных органов власти с гражданским обществом, которое не приемлет строительных мероприятий, нарушающих целостность городской среды, вносящих диссонанс в застройку города. Система ограничений касается как планировочной структуры селитебных территорий, так и параметров строительства отдельных зданий. Эти ограничения на законодательном уровне сдерживают стремление застройщиков выжать максимальную прибыль из осваиваемых участков. Решение данных проблем позволяет развивать города с характерными идентификационными признаками. Проведенное натурное обследование показало, что создание гармоничной архитектурной среды требует соблюдения определенных принципов, таких как сохранение традиций застройки городской среды, сложившейся плотности; сохранение силуэта застройки улиц для идентификации городской среды; модульность городской застройки, использование традиционных параметров жилых зданий; сохранение архитектурных приемов, связанных с типологическими особенностями жилых зданий; определенное цветовое решение уличной застройки; использование характерных архитектурных деталей. Эти принципы позволяют сохранить сложившийся образ жизни населения, привычную городскую среду.

Ключевые слова: архитектурная среда исторического города, идентификация, принципы застройки, историческая застройка. 

РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=22605621

6. ШАБАЛИНА Н.М.
Направление региональной художественной институции в XX веке

Аннотация: в статье выявлены основные структуры и направления общественных институций, принимавших участие в закреплении художественных традиций Южно-Уральского региона. С идеи создания единого творческого союза по отраслям культуры в Советской России начинался длительный период «художественной стабильности», охвативший несколько десятилетий XX века. Открытие Челябинского отделения Союза художников (1934 год) и образование в его структуре Художественного фонда Союза ССР (1940 год) с производственной базой для мастеров декоративно-прикладного искусства, формирование местного отделения Союза архитекторов (1935 год), регулярное проведение отчетных зональных выставок «Урал – Сибирь» (с 1959 года), музеи и образовательные центры, творческие и деловые контакты уральцев с головными предприятиями России, создание Челябинского отделения Союза дизайнеров России (1991 год) – в комплексе способствовали координации и развитию в регионе деятельности художественных производств, прикладного искусства и дизайна. В 1950-е годы со стороны государства усилилось внимание к качеству художественной продукции, разрабатывались и утверждались стандарты. С периода 1960-х годов в России начинается осмысление профессии художника-конструктора и ее трансляции в плоскость дизайна – промышленного предметного художественного конструирования. Искусство в XX веке обретает формы «массовости» не только за счет тиражирования изделий, но и с помощью выставочной, экспозиционно-передвижной деятельности, средств массовой информации. Период 1970-х годов характеризуется общей тенденцией нивелировать разницу между выставочным промышленным образцом и его воспроизведением в тираже. Массовые изделия по своему художественно-эстетическому качеству подтягивались до эталонного уровня. Руководящие структуры уральских художественных производств (Каслинского чугунного литья, южноуральского фарфора, Карталинского ковроделия) поощряли программы по взаимодействию с образовательными учреждениями, ведущими подготовку специалистов для различных отраслей. В 1980-е годы в области художественной промышленности усиливались поиски функциональных, эстетических качеств новых предметных форм. В целом повышение роли региональных институций соответствовало общероссийскому курсу развития традиционных художественных центров.

Ключевые слова: художественная институция, Уральский регион, предметные искусства, дизайн. 

РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=25605622 

Свяжитесь с нами

aud.susu@gmail.com

 +7 (351) 267-98-24

 +7 (950) 733-35-45

Россия, 454080 Челябинск, проспект Ленина, 76 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Южно-Уральский государственный университет"
(национальный исследовательский университет)
ФГАОУ ВПО "ЮУрГУ" (НИУ),
Архитектурный факультет, ауд. 518