Новости
- Подробности
- Опубликовано: 01.04.2015 14:04
1. ШАБИЕВ С.Г.
Исследование архитектурно-эстетических особенностей туристических городов Китая (на примере городов Сучжоу и Чжоучжуан)
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме натурных исследований архитектурно–эстетических особенностей туристических городов Китая — Сучжоу и Чжоучжуан. Эти города отличаются от других населенных пунктов наличием особых достопримечательностей, удобной транспортно-пешеходной системы и развитой социальной инфраструктуры для обслуживания туристов. Исследуются уровни генплана зданий и отдельных компонентов ландшафта – рельефа, озеленения и акваторий. Используются научные результаты ранее проведенных натурных исследований автора в городах Европы, Америки, Австралии и Азии. Цель натурных исследований заключается в изучении архитектурно-эстетических особенностей туристических городов Китая на примере Сучжоу и Чжоучжуан. В соответствии с поставленной целью основными задачами являются установление закономерностей архитектурно-эстетического формирования градостроительной структуры городов, зданий старых построек и основных компонентов ландшафта. Для решения этих задач используется метод натурных исследований с фото- и видеосъемками туристических городов Китая с изучением интернет-ресурсов и сравнительным анализом с другими городами мира. Архитектурно-эстетический анализ обоих городов показал, что они градостроительно расчленены речными каналами, что позволяет организовать дополнительные туристические маршруты на плавучих средствах в течение всего года, улучшить экологическую обстановку. Через речные каналы устроены разноарочные мосты, часть фасадов зданий покрыты вертикальным озеленением. Храмы, пагоды и другие древние постройки выделяются традиционно китайским архитектурным стилем с изогнутыми покрытиями кровель. Благоприятные природно-климатические условия с теплым климатом обеспечивают возможность ландшафтной организации территории с устройством множества садов с искусственными каменными структурами и водоемами. Сады имеют благоустроенные дорожки из мелкой гальки и каменных плит, которые образуют национальные орнаменты, оборудованы малыми архитектурными формами. Для древних китайских городов Сучжоу и Чжоучжуан характерно высокохудожественное решение микроландшафта. Эта уникальная особенность городов Китая, которая известна как садово-парковое искусство, принесла им мировую известность.
Ключевые слова: архитектурно-эстетические особенности, Китай, город Сучжоу, город Чжоучжуан, туристический город, архитектурный стиль, экология.
РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=23599738
2. ИОВЛЕВ В.И.
Социально-экологические проблемы городского пространства
Аннотация: работа посвящена исследованию социально-экологических проблем городского пространства, решение которых связано с необходимостью дальнейшего повышения качества жизненной среды современного человека. Рассматривается влияние указанных проблем на экологические качества архитектурного пространства. Показано влияние социально-культурных условий жизнедеятельности, образа жизни людей на их отношение к архитектурной среде. Выявлены тенденции негативного плана, которые обусловлены ослаблением социально-психологических связей между человеком и архитектурной средой. В этом ряду рассматриваются явления деидентификации, характеризующиеся потерей пространственных ценностей и психологической неустроенностью индивида, стратификации, которая является следствием резкого расслоения общества, переоценки ценностей и новым проявлением идентичности, диктата заказчика, связанного с появлением неограниченного «потребительства» и давления клиента на архитектора. Выявлены тенденции позитивного характера: выступления общественности в защиту экологических ценностей городского пространства, движение «к потребителю», альтернативное проектирование. На основе изучения этих тенденций сделан вывод о взаимовлиянии социальных и пространственных факторов формирования городской среды. С одной стороны, социально-экологические процессы влияют на изменение качества жизненной среды и на расширение функционального и семантического поля архитектурного пространства. С другой стороны, пространственные процессы оказывают воздействие на развитие социальной сферы. Комфортные пространственные условия стимулируют позитивную социальную активность и повышение качества жизни жителей. Определены направления улучшения ситуации, которые включают укрепление социального статуса архитекторов и градостроителей путем участия их в повышении экологической культуры и уровня экологического сознания населения, расширения сферы применения социологических и экологических исследований в ходе реального и учебного проектирования, участия в реализации комплексных программ повышения качества жизненной среды.
Ключевые слова: экология пространства, деидентификация, стратификация, диктат заказчика, движение «к потребителю», альтернативное проектирование.
РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=23599739
3. ШМИДТ А.В., ХУДЯКОВА Т.А.
Формирование городских агломераций как необходимое условие повышения эффективности социально-экономического развития региона
Аннотация: в статье на основе мировых тенденций и принципов создания агломераций обосновывается необходимость освоения территорий России, расположенных рядом с крупными экономическими центрами, которая резко актуализируется в посткризисное время. Это обусловлено повышением конкурентоспособности, развитием и обновлением экономики страны на фоне вызовов, формируемых внешней макросредой, а также решением геополитических задач путем формирования центров геополитического влияния – удержание большой территории малым количеством населения. Обосновывается необходимость формирования «агломерационного пояса» вдоль границы Российской Федерации. Кроме того рассматриваются основные критические проблемы, которые необходимо будет решать в ходе внедрения агломераций. Авторы выделяют негативные последствия неконтролируемого разрастания городских агломераций, такие как растущие транспортные потоки, уменьшение площади сельскохозяйственных земель, ухудшение экологической обстановки в связи с увеличением интенсивности транспортных потоков и удлинением пути маятниковой миграции, увеличение издержек на строительство новых дорожных сетей и инфраструктуры, а также затрат на содержание существующей, усиление неравномерности распределения налоговой базы по территории агломерации и, как следствие, значительное увеличение разрыва в доходах. Однако при грамотном развитии агломерации, по мнению авторов, можно решить важные социально-экономические проблемы региона, повысить его устойчивость к возмущениям макросреды за счет экономии на масштабах, снижения издержек, повышения эффективности управления, возникновения финансовой экономии. Авторы формулируют основные задачи, которые необходимо решить для достижения этих целей. Решение этих задач предлагается производить на основе комплексной оценки территории агломерации, учитывающей градостроительные ограничения и особые условия использования территории.
Ключевые слова: агломерация, городская агломерация, мегалополис, устойчивое социально-экономическое развитие, экономика региона, агломерационный эффект.
РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=23599740
4. САБИТОВ А.Р., АБДРАХМАНОВ И.Б.
Моделирование фантазийных и "запредельных" пространств в живописи, кинематографе и компьютерных играх
Аннотация: в настоящее время пространственная среда места действия компьютерных игр представляет собой наиболее полный «комплект» разновидностей художественного пространства, его своеобразный тезаурус. Особое место в нем занимают воображаемые и фантазийные пространства. Однако их появлению в компьютерных играх предшествовала довольно длительная история их появления и присутствия в изобразительном искусстве и затем и в кинематографе. Цель данной статьи – представить предварительную типологию фантазийных и «запредельных» пространств, присутствующих в живописи, кинематографе и компьютерных играх. В статье последовательно представляются модели художественного пространства в изобразительном искусстве, кинематографе и компьютерных играх. Композиция любого произведения живописи состоит из сочетания фигур и фона. Это сочетание может быть простым и очевидным, может быть сложным и неоднозначным вплоть до полного растворения фигур и фона друг в друге. Фон живописного произведения представляет собой какой-либо вид проекции пространства на плоскость. То есть, можно говорить о том, что фон живописного произведения представляет собой модель пространственной среды, принятую в данный момент в той или иной культуре. Авторами статьи был проведен анализ пространственной организации «среды действия» ряда ключевых произведений европейской живописи с целью определения неких общих позиций, характеризующих воображаемые и фантазийные пространства, в которых представлен сюжет картин. Авторы статьи рассматривали работы, принадлежащие ко второй группе. По итогам работы анализируемый материал в хронологическом порядке был разбит на три большие группы. Первая – живописные композиции художников 15-18 вв., начиная с художников «северного возрождения», вторая – произведения художников 19 – начала 20 в., третья группа – работы художников-сюрреалистов. Такое разделение может показаться достаточно произвольным, однако в процессе работы стала проявляться логика становления и развития представлений о «запредельных» пространствах, которая очевидно эволюционировала в этих обозначенных рамках. Проведенное авторами статьи исследование позволяет утверждать, что многообразие изображаемых и фантазийных пространств в живописи, кинематографе и компьютерных играх может быть сведено к четырем основным видам, три из которых присутствуют в живописи.
Ключевые слова: кинематограф, виртуальные пространства, художественное пространство, компьютерные игры.
РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=23599741
5. ГРАХАНОВ Д.А.
Проблемы отношения идеи и формы для эстетики архитектуры
Аннотация: статья посвящена проблемной неопределенности отношений идеи и формы для эстетического сознания и архитектурного творчества. Автор осмысляет вариативную и нестабильную природу истока архитектурного творчества как форму философии архитектуры, выявляя смысловые зоны, годные для дальнейшего рефлексивного развития. Разрабатывается эстетическая классификация основных вариантов архитектурной формы в её связи с движущей идеей проектной деятельности. Выделяются четыре рода отношений и качеств между идеей и формой в архитектурном образе. Здесь нет различия на высокое искусство архитектуры и обычного строительства. Автор придерживается универсальной эстетической методологии, уравнивающей объекты строительства перед любыми возможностями восприятия. Первый тип – символический, акцентирующий внимание на сознательном синтезе художественной формы выразительности с определенным комплексом идеологических или мифологических значений. Второй тип – художественный, для которого характерен вид чувственной, интуитивной идеи, схватывающей ментальную форму тела образа (графического, скульптурного, пространственного) без сознательного вложения в него какого-либо жестко закрепленного символического, аллегорического значения. Это тип абстрактной чисто художественной, пространственной идеи-формы, как отражение неопределенной творческой энергии, выраженной бессловесным, тектоничным и вместе с тем фантастическим чувственным, пространственным способом. Третий тип – экзистенциальный или функциональный. Этот тип представляет идею, тождественную жизненно необходимым функциям архитектуры и строительства. Идея полностью подчинена минималистской функциональной форме здания. Идея таких архитектурных произведений бессознательно содержит экзистенциально важные функции здания, охраняющего, сохраняющего тело, душу и дух человечества, целостность бытия цивилизации от природных стихий и смерти. Идея экзистенциальная, а форма строго функциональная. Функциональность экзистенциальная, а экзистенция функциональная. Четвертый тип – постмодернистский. Для него характерна деконструктивная, ироническая идея, освобожденная от идеологий, мифологий и иных интеллектуальных спекуляций. Эта идея критическая и бессодержательная, почти безыдейная. Она руководит формой симулякра в зодчестве, свободно играющего знаками классической, модернистской и функциональной архитектуры.
Ключевые слова: архитектурная мысль, архитектурная идея, архитектурная форма, эстетическое восприятие, безыдейность, деконструкция, симулякр.
РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=23599742
6. ДАВЫДОВА О.В.
Антураж в создании художественного образа объектов архитектуры различных культур
Аннотация: показана необходимость использования взаимосвязи стилистики архитектуры и прилегающего ландшафта, а также приемов изображения картин природы художниками разных культур в антураже при создании целостного художественного образа изучаемых памятников архитектуры в окружающей среде. Рассмотрены особенности европейской и восточной пейзажной живописи в создании антуража изучаемых архитектурных объектов европейской и восточной культур от условного обозначения небесного свода, светил, сторон света, земной поверхности в эпоху неолита и пейзажных элементов древнегреческого искусства обычно неотделимых от изображения человека к представлению о природе как замкнутом волшебном саде мусульманского востока и к пейзажу как средству для исправления моральных и социальных несовершенств человека в романтизме и раскрывающему жизнеутверждающую красоту мира, тесную связь её с преобразовательной деятельностью людей в современности. Проведен символический и композиционный анализ в использовании антуража как части пейзажной композиции. Показаны единство фауны, флоры и природных стихий античного искусства и представления о необъятности и безбрежности мира природы и описанием приемов живописной работы над пейзажем в трактате «Тайны живописи» Ван Вей. Основные композиционные принципы как принципы неопределенности в создании гармонического равновесия объектов природы, где есть и свобода, и порядок, и движение, и покой восточных композиций к пейзажным европейским фонам, нередко превращающимся в широкую панораму мира, где образ природы, подчиненной законам разумного устройства мироздания, отражен в идеальном пейзаже классицизма с системой условной, кулисной трехплановой композиции, утверждается принципиальное различие наброска или этюда и законченного пейзажа-картины к пейзажной живописи барокко первенствующей стихийной мощью природы, как бы подавляющей человека. Раскрыты принципы построения композиций, жизнеутверждающих красоту мира, тесную связь её с преобразовательной деятельностью людей. Отражены в критериях оценки проекта образное соответствие отмывки характеру архитектурного сооружения и графическое мастерство тонового моделирования крупной архитектурной формы.
Ключевые слова: художественный образ, пейзаж и антураж, символика композиционных построений, визуальные эффекты, критериальная основа.